Когда ты попадаешь внутрь, то первые ассоциации возникают с антикварным магазином. На полках и в витринах - изделия из металла, стекла, дерева, кожи и глины, явно отсылающие нас к временам старины глубокой. Их усиливают костюмы на манекенах: от средневековых кольчуги и шлема, до богато расшитых женских платьев более поздних эпох. На стеллажах и витринах – самые разнообразные шедевры народного творчества: от ширмы из натуральной кожи до старинной мебели, о разнообразной посуды до детской игрушки. Но в отличие от антикварных магазинов, здесь нет их обязательных атрибутов: полумрака и запаха пыльной кладовой. Наоборот, здесь очень много света и свежего воздуха.
Гостеприимная хозяйка усаживает гостя на традиционное осетинское деревянное кресло, на традиционный трёхногий осетинский столик ставятся чашки ароматного кофе и сладости, и мы начинаем беседу.
Так что же такое «Центр развития народных художественных промыслов», спрашиваю я Тамилу Таболову, генерального директора Центра? Чем была вызвана необходимость его создания?
Открылся Центр 19 февраля 2020 года. А тремя годами раньше была воссоздана республиканская Ассоциация мастеров народно-художественных промыслов.
«До сего дня творения мастеров народных художественных промыслов в сувенирных лавках или соответствующих отделах крупных магазинов выставляются в общей куче сувенирной продукции, 70% которой составляют товары, произведенные в Китае. Их изделия, многие из которых представляют настоящие произведения искусства, теряются в общей массе, неконкурентоспособны по ценам.
И мы пришли к мнению, что нужна особая выставочно-торговая площадка для мастеров, которые хотят показать и продать свои эксклюзивные высокохудожественные изделия. В плюсе будут все: и те, кто производят, и те, кто хотят купить. Последние к тому же будут знать имя создателя приобретаемого ими произведения. Мы здесь показываем в первую очередь мастеров, их талант, воплощенный в изделиях».
Центр – это нечто эксклюзивное или подобные организации есть где-то ещё в стране?
«Нет, это не эксклюзив. В 2017 году я впервые попала на «Ладью», традиционную выставку-ярмарку народных художественных промыслов России и именно там, на Деловом форуме, узнала о Центре Народных художественных промыслов и ремесел, открытом в 2014 году в небольшом рязанском городке Скопине. Сегодня таких центров в России уже достаточно много. И при создании своего, мы учитывали их опыт».
У дагестанских народных промыслов есть известный бренд – кубачинские ювелирные изделия. Какое изделие осетинских мастеров могло бы стать брендом?
«Мы задумывались о брендировании и, с нашей точки зрения, таким изделием могла бы стать ритуальная осетинская чаша. Без неё не обходится ни один традиционный осетинский праздник. Её прообразом стала нартамонга (в других вариантах — Амонга, Уацамонга, Ацамонга – прим. редакции), в осетинской (нартской) мифологии - волшебная чаша («указательница»), присутствующая на пирах нартских воинов-героев. Такая чаша есть в каждом осетинском доме, керамическая или деревянная. Она, как правило, передается по наследству.
Среди предметов быта, представленных в зале нашего центра важно отметить треногий стол (фынг) и традиционное кресло со стульями. Такой стол (фынг) тоже должен быть в каждой семье и осетинские дети должны знать, что три пирога должны подаваться на трёхногом столе (Три пирога́ — часть традиционного осетинского религиозного ритуала, совершаемого во время традиционного моления - куывда за столом. На стол подаются три пирога и произносятся молитвы в порядке строгой очерёдности. Число три символически означает единство трехчастной структуры мира: верхний, средний и нижний мир – прим. редакции).
Мы переходим к другому стенду. На нем представлена черная керамика (керамические изделия черного цвета). Всё, что мы видим здесь, это точные копии посуды, найденной археологами при раскопках скифо-сармато-аланских объектов. Форма посуды из черной керамики не изменена вообще, только внутри покрыта пищевой глазурью и поэтому ею можно пользоваться. На выставке «Ладья. Весенняя фантазия», где Центр представлял республику, посуда из черной керамики пользовалась большим спросом.
Кто может выставлять свои изделия в вашем Центре? Только члены Ассоциации? Кто производит коммерческую и художественную оценку выставляемых у вас изделий?
«Приоритет мы отдаем изделиям мастеров, которые внесены в Реестре народных промыслов. Это значит, что их творения прошли оценку художественно-экспертного совета. А вот коммерческую оценку изделия мастер делает сам. Мы продаем его фактически по цене мастера с минимальной наценкой. В этом и состоит поддержка правительства нашей республики, которая субсидирует проект Центра».
В настоящее время в Центре представлены работы семи десятков мастеров. Назовём лишь трех: - Изольда Гогичаева (национальный костюм), Аслан Алборов (оружие - ножи скифо-сарматские, мечи, кольчуга) и Назим Гиджрати (черная керамическая посуда – копия скифо-сарматской-аланской посуды).
Хватает ли вам этих площадей? Все ли желающие имеют возможность выставиться?
«Экспозиция постоянно действующая, она регулярно обновляется как по причине реализации изделий, так и просто из-за обновления витрин. Для кого-то из наших мастеров — это хобби, для кого-то - основная работа, дело всей его жизни. Кто-то из мастеров приносит изделия на целую витрину или стенд, а кто-то - две-три штуки. Во втором случае мы размещаем их по тематике».
Пойдет к вам турист или нет – будет видно уже ближе к лету. А сами идти навстречу туристу вы не хотите? Проводить выставки - продажи или устанавливать свои витрины в гостиницах не планируете?
«Да, это всё есть в наших планах. Прорабатывается дизайн-проект стилизованных ларьков для размещения их в местах скопления туристов. Предполагается, что наши выставочно-торговые точки появятся и в гостиницах, и на центральных улицах города, и в горах на туристических маршрутах. И все же мы будем делать ставку на привлечение туриста именно в наш Центр. Для этого мы будем использовать все возможности для коммуникации с ними. Те же социальные сети. У нас ведется прекрасная страница в инстраграмм (centrpromislov). Мы размещаем там не только фотографии выставляемых у нас изделий, но и рассказываем истории. Историю национального костюма или двенадцатиструнной арфы, например. Кстати, в планах - проведение творческих вечеров с исполнением песен на народных музыкальных инструментах, которые сделаны мастерами своими руками».
Ещё о привлечении в Центр туристов. Тамила сама прошла обучение по федеральной целевой программе гида-экскурсовода на базе СОГУ. «Планируется разработка туристических маршрутов по мастерским народных художественных промыслов. Первый маршрут был моим дипломным проектом под названием «В гостях у куклы», который я защитила, и он проходит по мастерским авторской куклы (Дзиовой Земфиры, Салбиевой Азы) с пешей прогулкой по проспекту Мира Владикавказа с его историческими зданиями. И финальный пункт такого маршрута – наш Центр на проспекте Мира, дом 34».
«Мы принимаем каждого гостя (так Тамила называет каждого, кто переступает порог Центра) в атмосфере, сочетающей кавказское гостеприимство и европейский сервис. У нас в осетинском языке нет слова «служить» в смысле «услужить». У нас есть слово «лаегкад каенын», которое можно перевести как «проявить уважение к человеку. Приятно бывает слышать добрые отзывы гостей о том, что атмосфера в нашем «доме мастеров» добрая и отсюда не хочется уходить».
Тамила мечтает о создании масштабного Центра народного творчества с большим выставочным залом, конференц-залами, мастерскими, учебно-ознакомительным центром для детей, рекреационной зоной и гостиничным комплексом при нем для проживания гостей. И, чтобы он стал местом, где бы каждый имел возможность творчески проявить себя, поделиться опытом на выставках и мастер-классах и просто отдохнуть.
Если вы будете во Владикавказе и захотите увезти на память о Северной Осетии что- то действительно настоящее, загляните в дом № 34 на проспекте Мира. Не пожалеете!