Не смотря на то, что лето на Кубани уже отгуляло, в станице Марьянской и глубокой осенью оживленно. Если в поле чинно расположились стога соломы, но неподалеку от них кипит жизнь, где-то жужжит трактор, мычат коровы - идет работа на семейной ферме Королевых.
Марина Королева еще десять лет назад и не думала, что ей достанется такое «хозяйство». Но за десять лет работы на ферме ей удалось нарастить стало с двух коров до более чем ста. И ни разу не изменить своему принципу «только натуральное, только вкусное». Между дойками рассказала нам свою историю.
- Марина, как так получилось, что вы стали фермером? И когда это произошло?
- А так вот получилось в 2015 году. Здесь было две коровы и немного овец. Я занималась совершенно другой работой. Я никогда не думала, что вернусь в станицу и буду этим заниматься. Но пришлось принять участие в дойке коров. У меня отец очень любит молоко. Да и дети. Внучка родилась. Очень хотелось, чтобы в семье было здоровое питание. Но когда ты столкнулся с одной коровой, ты понимаешь, что нужен обслуживающий персонал. А ему нужно платить зарплату. А с двух коров ты ничего не заплатишь. И вот тут нас понесло.
- В хорошем смысле?
- Конечно. Сначала покупали понемногу: по одной, две три коровы. Я стала мечтать, что у нас будет настоящая ферма. Построили два цеха. А когда появилось первое молоко, встал вопрос, куда его девать? Сначала решили покупать бычков и отпаивать их этим молоком. Но прикинув экономический эффект, мы посчитали, что два года мы потратим на выращивание этих бычков, а жить будет не на что. Нужно вкладывать и вкладывать. Делать это можно, если у тебя хороший финансовый запас есть.
- Вы же по образованию экономист? Должны были придумать выход из ситуации.
- Да. Я поняла, что надо заняться реализацией этого молока. А чтобы заняться реализацией, нужно из этого молока сделать много разной продукции. Чтобы она была вкусная, чтобы она была настоящая.
- Сколько у вас сейчас коров?
- У меня 30 телок, 15 молодняка. Дойных коров 60. Всего чуть больше ста сейчас.
- А есть у вас зоотехник?
- Есть, приходящий. Если мне нужна помощь, то я вызываю. Но, проживя со своим папой, который и дождь, и в снег, всегда рядом с коровами был, я многому научилась. В школе, кстати, работала на соседней ферме. А потом училась в сельхозинституте. Поэтому я всю литературу изучила самостоятельно.
- Любое развитие тоже требует затрат. Как справляетесь?
- Конечно. Мы взяли кредит. Купили, что нужно для работы. Покоя здесь нет, вы же видите. И дояркой приходилось работать, и скотником, молоко перерабатывать.
- А субсидии получали?
- Я субсидии получала на коров в прошлом году. Пятьдесят процентов государство от этих затрат возвращает. Покупаешь корову, собираешь документы и получаешь возврат половины.
- А коллектив на ферме много значит?
- А от коллектива все зависит, я все время это говорю. Как доярки и скотники относятся к коровам, так и они будут давать молоко. А у нас с надоями проблем нет. Всякое бывает, но в основном стабильно.
- Если хорошо относятся, значит, у них заработные платы хорошие? Сколько у вас работает человек?
- Двадцать человек работает. Зарплаты хорошие. От шестидесяти тысяч в коровнике и выше. Все местные, так что обеспечиваем рабочие места местному населению. У нас сеть и комнаты жилые. Семья из Ивановской живет у нас. Все может на ферме случится, поэтому ферму бросать нельзя ни днем, ни ночью. Мы и сами здесь ночуем.
- Сегодня у вас в арсенале более 20 позиций полуфабрикатов. Это все из вашего продукта?
- Да. Сначала разработали тесто, которое нам понравилось. Потом пробовали закупать продукт для начинки, например, вареников. Но быстро поняли, что это не то. И стали делать свои сыры. Мы делаем и пельмени, и вареники, и хинкали, и манты. Адыгейский сыр мы делаем только из цельного молока, поэтому он и вкусный. Многие делают из сепарированного молока, это совсем другой вкус. Мы не экономим на продукте.
- Мы и сами пробовали, у вас потрясающий продукт. В чем секрет вашего мацони и кефира?
- Там нет никаких антибиотиков, никаких консервантов. Творог наш неделю храниться не будет, потому что он натуральный. Я вам честно признаюсь, я думала о консервантах. Но сама себе сказала: «Марина, ты же хотела, чтобы твоя внучка кушала только натуральный продукт. Ко мне приходят мамочки, которые того же желают и своим малышам. Поэтому я эту мысль прогнала. И не жалею. Лучше я продавать буду немного, но ни одного грамма консервантов нигде и никогда за все десять лет не добавила.
- А где можно ваш продукт приобрести?
- У меня две точки в станицах, в магазины берут часто те, кто уже знает нашу продукцию.
- Марина, но ведь коровами не ограничивается ваше хозяйство? У вас же есть планы на будущее, которые вы уже сейчас воплощаете в жизнь?
- Есть. Мы находимся в уникальном месте. Мы на трассе между городом и морем. Напротив фермы мы уже взяли в аренду землю в прошлом году, там расположены озера. Запустили рыбу, решили развиваться в сторону агротуризма. Я очень даже неплохой ландшафтный дизайнер, и, конечно, мне хочется этот свой талант воплотить здесь. И уже от мечты перешла к делу. Будем над этим работать и дальше.

Впервые попробовав молоко от фермеров из станицы Марьянской, мы были немало удивлены – через сутки почти все оно превратилось в сливки, да такие жирные, что «ложка стояла». Недолго думая решили расспросить, в чем секрет такого вкусного молочного продукта. И оправились в гости к семье Королевых.